Автомобильный бензин подорожал в России за прошлый год в среднем на 4,5%. А проезд на общественном транспорте дорожал вдвое быстрее. Услуги городского общественного транспорта стали дороже в среднем по стране на 8,6%, сообщил Росстат. При этом цены проездных билетов на автобусы, трамваи или метро быстро догоняют суммарные ежемесячные расходы на бензин у владельцев личных автомобилей. Стремительный рост цен на услуги общественного транспорта ставит под сомнение курс на рост его привлекательности. Между тем проекты внедрения бесплатного городского транспорта далеко не всегда оказываются успешными.
Большинство россиян (63%) тратят в месяц на транспорт, в том числе на покупку бензина, не более 3 тыс. руб., показали результаты опросы «Росгосстраха» и банка «Открытие». Около 30% респондентов расходуют на транспорт не более 1 тыс. руб. в месяц. Еще 33% оценили свои транспортные расходы в диапазоне 1–3 тыс. руб. У 23% респондентов на оплату транспорта уходит ежемесячно от 3 до 5 тыс. руб. Десятая часть респондентов расходуют на транспорт от 5 до 10 тыс. руб. И еще 3% тратят на транспорт более 10 тыс. руб. в месяц.
Стоимостью проезда в общественном транспорте удовлетворены чуть более трети опрошенных (34%). Недовольны транспортными тарифами почти половина населения (46%). По данным опросов, коло 40% россиян добираются до места работы на собственном автомобиле. Только 28% респондентов заявили, что ездят на работу на общественном транспорте (в том числе 7% на метро). А 14% опрошенных ходят на работу пешком.
Большинство участников опроса тратят на дорогу до работы менее получаса. Около 21% россиян добираются от дома до работы не больше чем за 15 минут. Еще 37% респондентов тратят от 15 до 30 минут. У четверти респондентов (25%) на проезд к работе уходит от 30 минут до одного часа. Больше часа тратят на проезд к месту работы 7% опрошенных (больше всего таких ответов в Москве, Московской области и на Дальнем Востоке (12%).
При этом большинство опрошенных (44%) довольны графиком и маршрутами движения общественного транспорта в их населенном пункте. Однако и доля тех, кто выражает недовольство графиком и маршрутами, тоже немаленькая – около 37%. Около 45% опрошенных довольны качеством подвижного состава общественного транспорта в их населенном пункте. А 39% – не довольны.
Январский опрос показывал, что российские водители не готовы менять автомобили на общественный транспорт, несмотря на дефицит или дороговизну автозапчастей или нехватку страховых выплат для ремонта. Наши автомобилисты скорее купят более дешевый автомобиль, чем пересядут на общественный транспорт.
Мысли о том, что в текущей ситуации автовладельцы пересядут на общественный транспорт, кажутся утопией координатору движения «Общество синих ведерок», руководителю рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петру Шкуматову. «Наиболее частый профиль использования автомобилей – это ежедневное использование. По нашим опросам, очень редко автомобилем пользуются только 1% автомобилистов, а просто редко, то есть несколько раз в месяц – 3% автомобилистов», – рассказывал он, подчеркивая, что многие автомобилисты ежедневно посещают сразу несколько мест, часть из которых может находиться в зоне плохой транспортной доступности общественным транспортом.
По словам Шкуматова, проблема доступа к запчастям слишком драматизируется, по крайней мере необходимые детали для отечественных автомобилей или машин, которые собираются в РФ, доступны повсеместно и в сжатые сроки. «Возможно, те 4% автовладельцев, которые редко или крайне редко используют автомобиль, будут постепенно отказываться от автомобиля в пользу общественного транспорта, но их крайне мало», – говорит он.
Сказываются и климатические особенности страны: в зонах Арктики и Крайнего Севера (а к ним можно отнести две трети страны) самокаты, велосипеды, моноколеса и тому подобные альтернативы как автомобилю, так и неудобным маршрутам актуальны только в теплое время года. Зимой многие россияне просто не глушат двигатели круглосуточно, получая в итоге с утра быстрый доступ в свой теплый автомобиль вместо долгих ожиданий на автобусной остановке. Этот способ, конечно, затратен с точки зрения сожженного бензина, но в среднем он в основном доступен автомобильному населению. За последнюю неделю средние потребительские цены на бензин в России снизились на 1 копейку и составили 50,87 руб. за литр, говорится в материалах Росстата.
Для привлечения населения от руля в общественный транспорт власти некоторых городов прибегают к такой мере, как полный отказ от платы за проезд, но такая практика не всегда успешна. Один из самых известных таких проектов – в столице Эстонии – подал недавно сигнал бедствия. Бесплатный общественный транспорт – в том виде, в каком он сейчас находится, – это полный провал, считают эстонские политики, так как расходы государства на него увеличились с 18 млн до 60 млн евро в год, хотя количество пассажиров увеличилось не так сильно, как ожидалось.
«В любом опросе про общественный транспорт всегда будут недовольные его стоимостью граждане. Здесь важнее учитывать такой параметр, как доля затрат человека, домохозяйств на передвижение, – сказал «НГ» научный сотрудник Центра транспортного планирования ВШЭ Александр Рыжков. – По рекомендации Минтранса эта доля не должна превышать 7%, но в реальности у нас в городах она не превышает 3–4%, то есть стоимость для семейных бюджетов довольно низкая. Что касается автомобилистов, то, как правило, рассчитывая свои затраты на передвижение, они исходят только из расходов на бензин и парковки, но не учитывают амортизацию автомобиля, затраты на ремонт, страховку и запчасти. Именно поэтому городские власти могут регулировать востребованность разных видов транспорта посредством внедрения платы за парковку».
Общественный транспорт в той или иной степени дотируется из бюджетов по всему миру. В США, например, затраты на содержание этого вида транспорта только на 30% покрываются сборами за билеты, говорит Рыжков. Одна из лучших ситуаций – в ФРГ, там граждане оплачивают около 80% реальной стоимости проезда. «Полностью бесплатный транспорт – это скорее исключение из общих правил, говорит эксперт.