Открыточный вид. Трудно представить, но полвека назад он был другим. Обелиск на мысе Хрустальный возвели в честь присвоения Севастополю звания города-героя. В 1965 году Верховный Совет страны определил атрибуты высшей степени отличия.
«Вручалась высшая награда СССР, то есть это орден Ленина и медаль „Золотая звезда“. Эти награды должны были изображаться на знамени города и на обелиске, специально установленном как бы в эту честь», — рассказала заведующая архивом аппарата Законодательного собрания Севастополя Наталия Терещук.
Строить хотели на площади Нахимова, а памятник адмиралу перенести. Или на Матросском бульваре — на месте памятника Казарскому. Из 12 проектов лишь один — севастопольцев Адольфа Шеффера и Станислава Чижа — предлагал местом мыс Хрустальный. Их поддержал главный архитектор города тех лет Алексей Баглей. В мемуарах он назовет обелиск «единственным объектом в жизни, которым удовлетворён без замечаний».
Ключевых авторов победившего проекта уже нет в живых. Но есть их воспоминания. Алексей Баглей писал, что основание обелиска сваями уходит ниже уровня моря. А геологи МГУ, изучив породы, утверждали: обелиск устоит, даже если весь мыс будет разрушен. 60-метровую конструкцию согласовывали с авиаторами. А влияние ветра оценивали на макете в аэродинамической трубе московского института имени Жуковского.
Ну и уж совсем анекдот. Алексей Баглей вспоминает: уже готовый обелиск был выдвинут на соискание государственной премии Украины имени Шевченко. Накануне её вручения приехал фотограф из оргкомитета по присуждению премии — запечатлеть коллектив авторов. Те не очень-то хотели сниматься. Ведь решения ещё нет. Но фотограф заверил: раз он здесь, и награду вручат. Через несколько дней вышло постановление о присуждении Шевченковских премий, и авторов там не оказалось.
В нашем архиве сохранилась беседа с Адольфом Шеффером. Говорили об архитектуре нового времени. И Адольф Львович критиковал то, что его проектам, а среди них и обелиск городу-герою, как раз не свойственно.
«Не подходит по архитектуре нам безобразие: безвкусие, немасштабность, вот отсутствие композиции цельной, вот теперь отсутствие ансамбля», — считал заслуженный архитектор УССР 1924–2020 гг. Адольф Шеффер.
Об обелиске, которым гордились все его создатели, рассказывает дочь скульптора Станислава Чижа, автора барельефов в основании памятника. В его мастерской — фигура древнегреческой богини победы. Её четырёхметровую версию скульптор видел частью монумента.
«Если мы говорим о фигуре Ники-победительницы, а когда это было не актуально? Сегодня, может быть, это и вдвойне важно действительно закончить этот проект. Установить фигуру Ники-победительницы», — говорит член Союза художников России, дочь скульптора Станислава Чижа Яна Чиж.
Обелиск — выразительная форма. Нередкая в СНГ на мемориалах, посвященных павшим в Великой Отечественной. Даже в окрестностях калифониского Себастопола свой обелиск. Хоть и иной по духу.
В Севастополе обелиск — символ единства армии и флота, тут снова процитируем Алексея Баглея, «своими «парусом» и «штыком» навечно вросших в землю» неприступного города-бастиона. Сохранить это восприятие — задача и создателей культурного кластера на мысе Хрустальный.
«Всегда должна быть вертикаль и горизонталь. В данном случае сейчас мы можем сформировать в общем-то потрясающий, с моей точки зрения, очень современный подход к интеграции», — заявила заведующая кафедрой архитектуры и дизайна Института развития города СевГУ Элина Красильникова.
Новый облик мыса Хрустальный — это весомый аргумент в пользу реставрации обелиска городу-герою. Лучше всего памятник смотрится издалека. Но в свои 45 требует, чтобы к нему присмотрелись поближе.