5 октября отмечается День учителя. В честь этого праздника мы подготовили материал о тех, кто во время Великой Отечественной делал все, чтобы дети ходили в школу, забыли об ужасах войны и получили необходимые знания. Вы узнаете, как проходили подпольные занятия в концлагере Бухенвальд и в каких условиях учились школьники в военные годы.
Война нанесла сильный удар по системе образования. Были разрушены десятки школьных зданий, а в уцелевших размещались военные госпитали. Из-за нехватки бумаги ученики порой писали на полях старых газет, а учебники заменял рассказ педагога. Множество учителей ушли на фронт, поэтому были приняты меры к срочной подготовке лиц со средним образованием к педагогической работе, к укреплению работы педагогических училищ и институтов. Как только Красная Армия освобождала какой-либо населенный пункт от немецко-фашистских захватчиков, школы открывались практически сразу.

При этом занятия порой проводились в очень сложных условиях. Так, в январе 1942 года девять школ осажденного Севастополя работали в штольнях на 40-метровой глубине. Известен случай обучения детей даже в концлагере Бухенвальд. Уроки вел учителя Николай Кюнг и Никодим Федосенко. Вот что вспоминал Кюнг:
«Забота о детях была поистине интернациональной. Немцы, французы, чехи, голландцы, норвежцы, сплочённые антифашистской борьбой, спасали и воспитывали своё будущее. Каждый раз, рискуя подвергнуться зверским истязаниям и даже потерей жизни, старший 8-го блока Фриц Лейтнер с помощью товарищей изыскивал способы прятать самых маленьких обитателей блока от эсэсовцев».

Школа работала в 8-м бараке. Для нее удалось достать бумагу, карандаши, перья, мел. В подпольном классе были даже доска и маленькие счеты. Немецким заключенным удалось украсть на складе несколько русских учебников, которые оказались там по чистой случайности. Дети занимались по вечерам после изнурительных работ. Снаружи всегда караулил кто-нибудь из своих, и как только появлялся охранник, учителя прерывали работу, дети прятали принадлежности и делали вид, что играют. Школа проработала почти восемь месяцев, и эсэсовцы о ней так и не узнали.
Учеба в военное время

В годы Великой Отечественной претерпела изменения и школьная программа. Уроки проходили в три смены и длились по 35 минут. Глубже стали изучать темы, связанные с войной и обороной, а также сельское хозяйство. Было усилено патриотическое воспитание на уроках и во внеклассной работе. Преподавание физики, химии и биологии в рамках школьной программы стало носить максимально практический характер. За пропуск и опоздания на уроки давались наряды на распиловку дров и уборку школьного двора.

Поскольку не хватало чернил, школьники использовали уголь, свекольный сок или сажу — ее можно было стряхнуть с листка бумаги и использовать его снова. Карандаши были на вес золота. Вместо тетрадей использовали все, на чем можно было писать, вплоть до старых газет, квитанций и обоев.

11 декабря 1944 года более пяти тысяч учителей были награждены орденами и медалями за успешную и самоотверженную работу по обучению и воспитанию детей. 205 из них были удостоены высшей награды СССР — ордена Ленина. Были среди учителей и Герои Советского Союза.

Узнать больше о вкладе советских людей в тылу и на фронте вы сможете на экспозиции «Подвиг Народа».