На сегодня отменено уже 200 маршрутов наземного общественного транспорта в 84 крупных городах РФ, пишет РБК со ссылкой на данные компании Simetra. Это затронуло 190 автобусных линий и 10 троллейбусных.
Автобусов стало 56,7 тыс. вместо 61 тыс., а число троллейбусов и трамваев снизилось на 3% (с 11,9 до 11,6 тыс.). Эксперты считают, что это свидетельствует о проблемах в системе городских пассажирских перевозок. В пресс-службе Минтранса вопрос не прокомментировали, но заявили, что деньги на обновление транспорта продолжают выделять.
Специалисты объясняют ситуацию, нарушением логистических цепочек, проблемами с поставками комплектующих, инфляцией и прочими факторами.
Из-за санкций многие российские компании вынуждены были сократить производство. Так, Тихвинский вагоностроительный завод простаивал 2,5 месяца с середины мая до 1 августа из-за нехватки американских подшипников.
В исследовании Simetra отмечено, что интенсивность движения общественного транспорта упала. За последний год средний интервал движения в 84 городах увеличился с 16 до 19 минут, а среднее ожидание на остановке – с 1,8 до 2 минут. При этом, по сведениям Росстата, за 9 месяцев этого года пассажирооборот автобусного транспорта сократился на 1,2%, до 64,9 млрд пассажиро-километров.
В рейтинге по качеству общественного транспорта в России лидирует Пермь, на втором месте – Новокузнецк, а на третьей строчке – Екатеринбург. Астрахань оказалась на последнем месте. Москва включена в рейтинг вне зачета.
В Перми и Новокузнецке власти провели комплексную реформу общественного транспорта. В Москве эксперты констатируют неполную самостоятельность наземного маршрутного транспорта, который в основном рассчитан на подвоз пассажиров к метро.
Городской пассажирский транспорт в субъектах РФ эксплуатируют сверх нормативов зачастую до аварийного состояния, отметил представитель лизинговой компании ГТЛК. Всего в стране 440 тыс. автобусов, а 84% из них уже отработали свой нормативный срок. Средний возраст автопарка – 17,4 года при полезном сроке использования 10 лет.
«Есть потребность и в расширении парков: в 40% регионов на 100 тыс. населения приходится менее 100 автобусов»,
пояснил собеседник издания.
В 2022 году в федеральном бюджетена обновление подвижного состава общественного транспорта предназначено 2,65 млрд руб. А в следующем – 3,26 млрд руб. В совокупности в 2022-2024 годах по программе закупят 1161 ед. нового общественного транспорта.
В ВЭБе оценивают общую потребность в финансировании модернизации транспорта в 25 городах России в 1 трлн руб. Но из-за экономического кризиса госфинансирование отрасли, напротив, могут сократить, считают эксперты.
Тем временем российским авиакомпаниям выделили субсидии еще на 9 млрд рублей. Средства призваны возместить расходы перевозчиков по внутренним рейсам. С апреля по сентябрь они составили 91 мрлд руб.